(между 832 и 836, близ Адрианополя - 29.08.886, К-поль), визант. имп., основатель Македонской династии (867-1056). Происходил из крестьянской семьи. Согласно офиц. генеалогии, к-рую приводит венценосный биограф В. М., его внук - имп. Константин VII Багрянородный (913-959), предки его отца происходили из арм. царского рода Аршакидов. В «Жизнеописании Василия» рассказывается также о пребывании младенца В. М. вместе с родителями в болг. плену и о чудесах, предвещавших его царственное будущее. Ок. 855 г. В. М. пришел в К-поль, где поступил на службу к некоему Феофилу, родственнику имп. Михаила III; во время поездки на Пелопоннес В. М. был удостоен милостей некой богатой и знатной дамы Данилиды, обеспечившей его дальнейшее продвижение. Вскоре незаурядные физические данные В. М. (имевшего прозвище Большеголовый - Κεφαλᾶς) привлекли внимание юного императора, к-рый приблизил его ко двору. В течение неск. лет В. М. сделал головокружительную карьеру от протостратора (начальника имп. конюшен) до магистра (высшей должности в визант. табели о рангах). В результате интриг В. М. был убит дядя императора кесарь Варда, в руках к-рого находились все гос. дела (апр. 866). Вскоре Михаил III усыновил любимца и объявил своим соправителем, короновав в соборе Св. Софии (26 мая 866). Через год В. М. убил Михаила III и стал полновластным императором (23 сент. 867). Биограф В. М. оправдывает это вероломное убийство тем, что Михаил III, злоупотреблявший вином и доведший гос-во до плачевного состояния, угрожал В. М. и покушался на его жизнь.
В. М. был женат дважды; отослав с почетом на родину свою первую супругу Марию, он по настоянию Михаила III взял в жены красавицу Евдокию Ингерину, бывш. фаворитку императора (ок. 865). Старшие сыновья В. М. были провозглашены соправителями: Константин - в 869 г., Лев VI - в 870-м, Александр - в 879 г.; младший, Стефан, принял духовный сан (с 886 Патриарх К-польский).
После 19 лет единоличного правления В. М. умер от болезни желудка, вызванной несчастным случаем на охоте.
Сразу после захвата власти В. М. вызвал в К-поль сосланного при Варде Патриарха свт. Игнатия (847-858, 867-877); занимавший К-польский престол свт. Фотий (858-867, 877-886) был смещен и вскоре осужден. Тем самым был урегулирован конфликт с Римским престолом, достигший апогея после взаимного отлучения Фотия (на Римском Соборе в 863) и папы Николая I (на К-польском Соборе в 867). Осуждение Фотия было с удовлетворением встречено папой Адрианом II (867-872) и торжественно подтверждено К-польским Собором 869-870 гг., к-рый в католич. традиции считается VIII Вселенским. При этом В. М. удалось, несмотря на сопротивление папских легатов, добиться утверждения церковной юрисдикции К-поля над Болгарией, куда был послан архиепископ, поставленный Патриархом Игнатием (см. в статьях Болгария, Болгарская Православная Церковь).
Наряду с распространением христианства среди болгар биограф В. М. ставит ему в заслугу крещение иудеев по всей империи (ок. 874), а также замирение и приобщение ко Христу «народа росов» (τὸ τῶν ῾Ρῶς ἔθνος), к к-рому был направлен архиепископ, поставленный Патриархом Игнатием. По требованию язычников архиерей явил на собрании народа во главе с «архонтом» росов чудо с неопалимым Евангелием. В этом сообщении едва ли следует видеть попытку приписать В. М. т. н. Фотиево Крещение Руси (не позднее 867); скорее, речь идет о следующей фазе проповеди. Область миссионерской деятельности архиепископа и местожительство крещеных росов остаются предметом дискуссий. В ряду начинаний свт. Фотия, продолженных В. М.,- поддержка миссионерской деятельности святых Кирилла (Константина) и Мефодия.
После кончины свт. Игнатия (877) на К-польский престол вернулся Патриарх Фотий, незадолго до этого возвращенный из ссылки и ставший воспитателем царских сыновей. Римский престол, заинтересованный в помощи визант. войск в Италии, признал Фотия на К-польском Соборе 879-880 гг. Однако попытки папы добиться от К-поля уступки Риму церковной юрисдикции над Болгарией не принесли результата.
Крупными успехами В. М. в борьбе с ересью павликиан, движение к-рых переживало в IX в. наивысший подъем, явились захват и разрушение византийцами их столицы Тефрики, др. крепостей и гибель полководца павликиан Хрисохира (872 или 878).
Усилия В. М. были направлены на укрепление существующих границ империи в противовес идее о борьбе за возвращение утраченных некогда территорий, высказывавшейся в кругах, близких к Варде и Фотию. С болгарами и Русью были заключены мирные соглашения. Установились тесные связи с Арменией. Военные действия на Востоке (873-882) не были отмечены крупными успехами, кроме победы над павликианами. На Западе борьба против арабов велась более удачно. При помощи франкского имп. Людовика II был освобожден г. Бари (871). Взятие арабами Сиракуз (878) предотвратить не удалось, но впосл. был одержан ряд побед на море и на суше в Юж. Италии и Сицилии (879-886). Политическую зависимость от Византии признали Неаполь, Гаэта, Амальфи, Беневент и Салерно. Был восстановлен визант. контроль над вост. побережьем Адриатики.
Правление В. М. ознаменовано оживлением законотворческой деятельности. Было положено начало полномасштабному пересмотру и «очищению» законов (см. ст. Анакатарсис). В качестве начального этапа комиссия во главе с Патриархом Фотием подготовила ок. 886 г. законодательный сборник, названный «Исагогой» (от греч. Εἰσαγωγή - введение) из 40 титулов, где впервые в визант. праве была предпринята попытка провести идею о четком разграничении власти императора и Патриарха. К концу правления В. М. была закончена большая часть работы над созданием пересмотренного корпуса законов - «Василик».
Правительство В. М. пыталось упорядочить взимание налогов. Офиц. биография представляет императора защитником бедных. При нем на территории Большого дворца был построен зал Кенургий (греч. Καινούργειον, собственно «новосозданный») и Новая ц. (греч. Νέα ἐκκλησία), а после землетрясения 869 г. отреставрирован центральный неф собора Св. Софии.
Известно, что В. М. не владел грамотой и едва умел написать свое имя. Между тем в рукописной традиции ему приписываются «Поучительные главы к сыну Льву» (PG. 107. Col. 22-56), написанные в 880-882 гг., и т. н. 2-е поучение Льву VI. Предполагается, что их автором являлся Патриарх Фотий или кто-то из его окружения.
Сын В. М. Лев VI посвятил ему пространную эпитафию, внуку Константину VII приписано в заглавии авторство биографии основателя Македонской династии - «Исторического повествования о жизни и деяниях славного царя Василия», сохранившегося в качестве 5-й книги т. н. Хроники Продолжателя Феофана. Автор, всячески восхваляя В. М. и рисуя мрачный образ его предшественника, «пьяницы» Михаила III, приводит немало полулегендарных преданий из его жизни, но вместе с тем сообщает ряд ценных исторических сведений, приводит и рассказ о Крещении «росов» и чуде с Евангелием - этот эпизод, воспроизводимый впосл. др. авторами, является по сути единственным упоминанием о Крещении Руси в визант. исторических сочинениях, умалчивающих о Крещении при св. Владимире. Известны также анонимные сказания и легенды о царствовании В. М.
Изображение В. М. находилось в Новой ц., а также на миниатюрах рукописной Псалтири (Paris. gr. 139, 879-883 гг.) в начале (вместе с семьей) и на обороте 3-го листа.